Заброшенная общага

Объявление

Вам меня не остановить... Raider

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заброшенная общага » Форум » мой родной город


мой родной город

Сообщений 1 страница 30 из 43

1

я тут подумала-ведь люди ездят по разным городам..а что,если сделать этакий путеводитель?каждый по своему городу?расскажет о достопримечательностях своего города..да и вообще,расскажет о своём городе...это же интересно....=)

0

2

Арха́нгельск (до 1613 — Но́вохолмого́ры) — город на севере европейской части России, административный центр Архангельской области. Расположен в дельте реки Северная Двина в 40-45 км от места её впадения в Белое море.

Население — 354,2 тыс. чел. (2009). Мужчин: 45,0 %, женщин: 55,0 %.

Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га (294,42 км²)[5], также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района.

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Архангельск носит почётное звание Города воинской славы. Также город награждён орденом Ленина.  :rofl:

0

3

от короч...тока читать задолбаешься)
Архангельск расположен на берегах Северной Двины и островах её сильно разветвленной дельты, образующей Двинскую губу Белого моря. Благоприятное георгафическое положение исстари способствовало становлению города как крупного морского и речного порта. В Архангельской области расположен космодром Плесецк.
Город заложен в 1584 г. по указу Ивана Грозного на правом берегу Северной Двины, на мысу Пур-Наволок, как деревянная крепость рядом с Михайло-Архангельским монастырем, прилегающим к нему поселком и пристанью (основаны Новгородцами в 12 в.). Первоначальное название - Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, с 1613 - Архангельский город, затем - Архангельск. В 17 в. расцвет г. Архангельска был обусловлен развитием беломорской торговли с Англией и другими западными странами. С 1620-х годов в Архангельск существовала иностранная колония; город, сильно пострадавший от пожара 1667, был отстроен заново, в основном деревянными зданиями (дом воеводы и коменданта, приказные палаты, жилые усадьбы, посадские церкви, комплекс Михайло-Архангельского монастыря). Одно из первых каменных строений - Гостиный двор, одновременно крепостное и торговое сооружение (1668-84, архитектор Д. Старцев; первоначально замкнутый комплекс из 3 смежных дворов с 6 башнями). На рубеже 17-18 вв. Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского военно-морского и торгового флота. Пётр I трижды приезжал и подолгу жил в г. Архангельск; в 1693 он заложил на близлежащем о. Соломбала верфь и основал Адмиралтейство, в 1694 участвовал в спуске на воду первого построенного в г. Архангельск торгового корабля "Святой Павел". В связи с военными действиями шведского флота близ г. Архангельск Петром I заложена первая русская регулярная Новодвинская крепость (1701-05; квадратная в плане, с 4 угловыми бастионами; сохранились стены и белокаменные ворота с декором в стиле барокко). В 1700-22 г. Архангельск переживал наивысший расцвет. С 1708 - губернский город. Указ 1722 о перенесении всей внешней торговли с Северной Двины на Неву временно снизил экономическую активность г. Архангельска, тем не менее, он и в дальнейшем остался главным торговым центром Русского Севера, здесь продолжали интенсивно развиваться строительство судов, рыболовство, лесозаготовки и торговля лесом. В 1762 г. Архангельск уравнен в торговых правах с Санкт-Петербургом. В конце 18 - начале 19 вв. значение города снова возросло, особенно в 1807-13, когда в связи с наполеоновскими войнами и экономической, так называемой континентальной, блокадой Великобритании г. Архангельск стал единственным в России портом поступления колониальных товаров.
В конце 19 - начале 20 вв. г. Архангельск - крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Играл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. Отсюда отправлялись многочисленные исследовательские полярные экспедиции: В. Я. Чичагова, А. М. Сибирякова, Ф.П. Литке, П. К. Пахтусова, В. А. Русанова и Г. Я. Седова. На ледокольном пароходе "А. Сибиряков" было совершено первое плавание по Северному морскому пути за одну навигацию (1932).
В 1918-19 г. Архангельск был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В 1920 освобождён частями Красной Армии. С 1929 - центр Северного края, с 1936 - Северной области, с 1937 - Архангельской области.
Современный г. Архангельск - крупнейший центр лесообрабатывающей, лесохимической промышленности. Машиностроение (оборудование для лесной и лесообрабатывающей промышленности, судостроение). Переработка морских водорослей. Поморский педагогический университет, лесотехнический и медицинский институты, филиал Государственной морской академии, факультет Всероссийского заочного финансово-экономического института. Театры: драматический им. М. В. Ломоносова, молодежный, кукол. Цирк. Филармония. Академический Северный русский народный хор, народный ансамбль песни и пляски "Сиверко". Краеведческий музей [основан в 1859; богатые естественно-научные и археологические коллекции; документы, отражающие архитектурную "биографию" города: старинные планы, карты, виды, фотографии и рисунки исчезнувших ныне памятников; историю освоения Севера и исследования Арктики; народная резьба по дереву, холмогорская резная кость, старопечатные и рукописные книги]. Музей изобразительных, искусств - основан в 1960; коллекции икон 16-18 вв., древне-русской деревянной полихромной скульптуры, народного искусства (вышивка, северные деревянные, меховые, глиняные игрушки), русской живописи, графики, скульптуры.
Город вытянут вдоль набережной Северной Двины в силу сложившегося бытового и хозяйственного уклада города-порта, а также природных условий заболоченной местности. С 1794 город начал застраиваться по регулярному плану, включившему ранее построенные каменные здания (в т. ч. храмы) в систему нового городского пространства с широкими улицами, параллельными набережной. Современный г. Архангельск - заново отстроенный по проекту 1930 года город-порт, сохранивший основную сеть улиц, но с увеличением протяжённости вдоль Северной Двины (40 км). На расширенную и благоустроенную набережную выходят наиболее старые здания - сохранившаяся южная часть корпусов и башня бывшего Гостиного двора, пристроенный к ней бывший Таможенный замок с северо-западной башней и зданием биржи (кон. 18 в.); в северной части старого города - бывшей гарнизонной слободе Кузнечихе - барочная церковь Троицы (1745, в верхней части перестроена). Ряд деревянных домов конца 19 - начала 20 вв. ныне перемещён и вновь собран на одной из старых улиц, которая стала пешеходной заповедной зоной. В центре города - памятники М. В. Ломоносову (скульптор И. П. Мартос, 1826-29, установлен в 1832) и Петру I (скульптор М. М. Антокольский, 1872, установлен в 1914). В городской черте Архангельска находится о. Соломбала - бывший военно-морской центр Архангельска, ныне - один из промышленных районов, в котором сохраняются старая деревянная застройка (регулярного плана начало 18 в.), а также здание Адмиралтейства в стиле классицизма (1820; сильно перестроено); при кладбище, где захоронены видные русские исследователи Арктики и кораблестроители, - одноглавая церковь Мартына Исповедника (1803-06). В структуре современного г. Архангельска существенную роль играют железобетонный подвесной мост через р. Кузнечиха (1956), ж.-д. мост (1964), соединивший центр Архангельска с новыми районами левобережья, автомобильный мост (1990). По плану 1963 были укрупнены жилые кварталы, новая застройка ведётся комплексно в виде микрорайонов (жилой массив в районе р. Кузнечиха, 1963-66).
В окрестностях г. Архангельска находятся многочисленные памятники деревянной архитектуры. В дельте Северной Двины - старое поморское поселение Конец-Дворье: деревянные жилые дома, шатровая церковь Михаила Архангела с колокольней (установлена в 1769). На левом берегу Северной Двины, в Заостровье (с. Рикасово), - каменная 5-главая церковь Михаила Архангела с шатровой колокольней (кон. 18 в., выстроена в традициях 17 в.) и уникальная кубическая деревянная 9-главая Сретенская, церковь, имевшая ранее позакомарное покрытие (1683-88).
В 25 км к югу от г. Архангельска, вверх по течению Северной Двины, в холмистой живописной местности у села Большие и Малые Карелы, создан Архангельский музей деревянного зодчества, где собраны многочисленные памятники 16 - начала 20 вв. из различных районов Руссского Севера (секторы: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Важский, Пинежский, Мезенский, Беломорский), воссоздаётся облик старых северных поселений.
В 75 км от г. Архангельска, также на берегу Северной Двины, - с. Холмогоры (известно с 14 в., первоначальное название - Колмогоры, с 1707 - посад, приписанный к г. Архангельску, с 1770 - уездный город Архангельской губ.); на его южной окраине - древнейшее из сохранившихся каменных сооружений Нижнего Подвинья монументальный 5-главый 6-столпный Спасо-Преображенский собор с нарядной невысокой колокольней (1683-91) и 2-этажными архиерейскими палатами (1688-89). С 17 в. Холмогоры - центр художественного промысла - холмогорской резной кости (ныне представлен работами Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова).
Около Холмгор, в бывшей деревне Мишанинской (ныне - село Ломоносов) родились М.В. Ломоносов, скульптор Ф.И. Шубин.

+1

4

круто=)

+1

5

итак,напишу я про свой город по разделам.кому что надо-то и читайте=)
История Тольятти
Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и переселениякрещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города.
За сто лет с начала XIX до начала XX веков население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Это связано с хорошим развитием земледелия в регионе. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельское поселение. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города.
К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей, на десяти предприятиях районного масштаба работали 750 человек.
21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место. После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, возведены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завод, химические предприятия:завод синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».
В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти — Автозаводский. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность городского населения выросла в 2 раза, на сентябрь 1967 года в Тольятти проживало уже 162 тысячи человек.
28 августа 1964 года город был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. Более 70 % из пришедших на голосование горожан проголосовали за сохранение названия Тольятти. Хотя референдум не был признан действительным, так как пришло менее 50 % от имеющих право голоса горожан, эксперимент с возвращением старого названия решено было не повторять. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц, периодически поднимается различными общественными организациями.

0

6

Географическое положение г. Тольятти
Тольятти расположен в среднем течении реки Волги, на её левом берегу, в 95 км вверх по течению от Самары. На противоположном берегу находятся город Жигулёвск и Жигулёвские горы. Все три района города вытянуты вдоль течения Волги на протяжении 30 километров. Расстояние между Центральным и Комсомольским районами 5—7 километров, между Центральным и Автозаводским — около 3-х километров. Районы города разделены между собой лесными массивами.

+1

7

Климат
Континентальный климат существенно смягчается Куйбышевским водохранилищем: средняя температура января −13 °C, средняя температура июля +21 °C. Абсолютный максимум температуры зафиксирован на уровне +39 °C (июль 1984 г.), абсолютный минимум −43,4 °C (1 января 1979 г.). Среднегодовая температура — +5,1 °C. Количество солнечных часов (дней) в году — 2113 часов (285 дней).
Время ледостава на водоёмах города — ноябрь, декабрь. Время вскрытия льда — начало апреля. Продолжительность периода с постоянным снежным покровом — 143 дня. Средняя высота снежного покрова достигает 33 сантиметров. Заморозки возможны до середины мая, бывают засухи. Среднее количество осадков — 484 мм в год, из которых треть приходится на холодное время года. Характерны большие колебания месячных сумм осадков и частые засушливые периоды, что позволяет отнести территорию города к зоне рискованного земледелия.Роза ветров города характеризуется следующим образом: в холодный период года преобладают ветра южного и юго-западного направления, в тёплый — западного и северо-западного. Среднегодовая скорость ветра около 3,9 м/с. Среднемесячные скорости ветра изменяются от 3,2-3,5 м/с (июнь — август месяцы) до 4,6 м/с (октябрь месяц). Среднегодовая повторяемость штилей составляет 13 %, ветров до 1 м/сек. — 27 %, а повторяемость ветров в 7 м/с и выше составляет 5 %.

0

8

Рельеф
Куйбышевское водохранилище ранней весной с Жигулёвскими горами на противоположном берегу.
Рельеф городской территории определяется нахождением города в Среднем Заволжье (часть Русской равнины). Волга в течение миллионов лет, подчиняясь закону Бэра, смещается в западном направлении, подмывая Жигулёвские горы. Таким образом на левом берегу реки образовалась серия аккумулятивных террас.
Урез воды в Волге в районе Тольятти составляет 53 м. Первая терраса полностью покрыта Куйбышевским водохранилищем, уступ второй является его берегом, образуя обрыв высотой 20-30 метров. Терраса сложена сменяющимися слоями суглинков и супесей, ниже которых находится тёмно-серая глина с включениями гальки и гравия. Рельеф второй террасы равнинный, без оврагов и балок. Переход от второй террасы к верхней (третьей) нечёткий, местами в виде полого ската. Тольятти занимает третью террасу Волги, приподнятую на 50-60 метров над наивысшим уровнем водохранилища. Пространство террасы сохраняет рельеф широко волнистой равнины с развитой сетью оврагов и балок. Терраса сложена жёлтыми мелкозернистымипесками с полосами из глины. Песочная подложка является причиной дюнного рельефа, закреплённого лесопосадками. Северная, промышленная часть города частично находится на четвёртой надпойменной террасе, которая сложена среднечетвертичными аллювиальными суглинками и песками мощностью 0,3-10 м и 70-90 м, соответственно.
В гидрогеологическом отношении город характеризуется наличием основного водоносного горизонта, приуроченного к пескам на глубине 39-41 м. В черте города, на северо-западе Центрального района, находится небольшое озеро, где в месте естественного понижения рельефа на поверхность пробиваются грунтовые воды.

0

9

Сейсмология
Долгое время считалось, что Среднее Поволжье как часть Русской равнины не подвержено сейсмическим колебаниям. Однако после того, как жители Самары, Тольятти и ряда других городов несколько раз ощущали подземные толчки, был проведён ряд исследований.
Оказалось, что левый берег Волги в районе Тольятти ежегодно опускается на 4 миллиметра, а правый, наоборот, поднимается на два. Это связано с тем, что по территории Самарской области по руслу Волги проходит Жигулёвский разлом. До поверхности он не доходит, сверху он прикрыт осадочным чехлом, слоем тектонических пород, но в глубинах он проходит до мантии. В месте разлома из недр выделяются газы — гелий и радон, что приводит к появлению так называемых газовых аномалий на всём протяжении разлома. Кроме того, в данной местности верхушка мантии на 60-80 км ближе к поверхности планеты, чем в других местах, из-за чего температура горных пород в регионе выше, чем везде — около 1400 °C. Повышенная температура и газовые потоки из недр постепенно уменьшают плотность земной породы. Свое влияние на сейсмологическую обстановку в районе Тольятти оказывает и целый ряд техногенных факторов:
1.в ходе нескольких десятилетий активной добычи нефти в регионе в недра для её выдавливания закачивались огромные объёмы воды, которые теперь проникают в разломы породы и уменьшают её плотность.
2.в окрестностях ведётся карьерная разработка нескольких месторождений полезных ископаемых.
3.весенний сброс воды на Жигулёвской ГЭС также весьма негативно сказывается на прочности земной тверди в районе. Кроме того, несколько лет наблюдения позволяют утверждать, что именно паводковый сброс является причиной появления трещин в фундаментах жилых домов Комсомольского района.
4.огромные запасы воды, накопленные в Куйбышевском водохранилище, расположенном прямо над разломом, своей массой давят на породу, продавливая её вглубь.
Совокупность этих фактов привела к тому, что по последним картам сейсмической активности России её уровень в районе Тольятти был повышен по сравнению с большинством территорий остальной европейской части России. По оценке учёных, повторяемость землетрясения силой выше 6 баллов по шкале Медведева-Шпонхойера-Карника (MSK-64) для Тольятти составляет в среднем один раз в 1000 лет и один раз на 5000 лет для землетрясения выше 7 баллов.
В ходе изысканий было определено, что зафиксированные в области в 1895, 1914, 2000 годах подземные толчки были не результатом местной сейсмической активности, а отголоском сильных землетрясений в Азии и на Кавказе, которые докатились до региона с помощью волн Лява. Актуальных данных о местной сейсмической активности нет: по результатам кратковременных наблюдений она оказалась незначительной, но весьма регулярной (за промежуток с 1993 — по 1996 год в районе было зафиксировано 43 местных землетрясения, не превышающие 3 баллов). Также был установлен ряд мест для создания геолабораторий и были созданы проекты их строительства, но из-за отсутствия финансирования ни дальнейшие исследования состояния земной коры, как ни просто наблюдение за ней в регионе не ведутся.

0

10

Флора и фауна
Тольятти расположен на границе лесостепной и степной зон. Все три района города окружены лесами: преимущественно сосновыми на западе, дубовыми, осиновыми,берёзовыми, липовыми на юге. В Комсомольском районе в парке отдыха нет ни одного посаженного дерева.
Площадь лесных массивов города в 2005 году составляла 8042 га, что составляет примерно 25 % от общей площади города. Лесные массивы города Тольятти и пригородной зоны расположены на глубоких рыхлых песчаных почвах наносно-намывного происхождения и относятся к лесам первой группы почвозащитного и водоохранного значения.
Площадь зелёных насаждений частного сектора города весьма велика и составляет примерно 3000 га. И хотя при застройке особое внимание было уделено озеленению города: было создано специальное строительное управление, которое высаживалозелёные насаждения строго по научно обоснованному проекту и контролировало посадку и уход за каждым деревом и кустом. площадь зелёных насаждений общего пользования на непосредственно жилой территории всего 755 га. Самые старые посадки уже требуют замены (В Центральном районе таких более 70 % от общего числа).
На территории окружающего город Ставропольского района водятся лоси, кабаны, косули, зайцы, лисы, десятки пород птиц, рыб и насекомых, в Жигулёвских горах растут уникальные, нигде больше не встречающиеся, растения: гвоздика волжская(лат. Dianthus volgi-cus), молочай жигулёвский (лат. Euphorbia zhiguliensis), тимьян жигулёвский (лат. Thymus cimicinus) и десятки других.

0

11

экология сразу говорю-хромает

0

12

Административное устройство
Органы местного самоуправления сформированы на основании Устава города, принятого решением Городской Думы в 1996 году.
Главой местного самоуправления в Тольятти является мэр, избираемый жителями один раз в четыре года всеобщим тайным голосованием. Нынешним главой администрации является Анатолий Пушков, выбранный 2 марта 2008 года при поддержке 34,8 % избирателей.
Представительный орган городского самоуправления и законодательной власти —Тольяттинская городская Дума. Дума состоит из 35 депутатов, из которых 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, и 18 депутатов — по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями. Работой депутатов руководит Председатель городской Думы.
Административно город разделён на 3 района (численность населения на 1 января 2009):
 Автозаводский район (или Новый город) — 439 748 жителей;
 Комсомольский район (или Комсомольск) — 109 909 жителей;
 Центральный район (или Старый город) — 157 348 жителей.
Ранее в городской округ Тольятти также входил ряд населённых пунктов: посёлки городского типа Поволжский и Фёдоровка, село Новоматюшкино и посёлок Загородный. В июле 2006 года эти населённые пункты вошли в состав города Тольятти. А весной 2009 года эти пригородные населенные пункты получили статус микрорайонов в составе районов.Районами города руководят назначаемые мэром главы администрации.
Город имеет собственные официальные герб и флаг. Гимн города пока не принят.

0

13

Промышленность: машиностроение,энергетика,химическая и др. отрасли,малый бизнес,сфера финансов и услуг,торговля,банки,страховые компании
Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, крупнейшими из которых являются «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис». Также в городе расположены заводы цементного машиностроения, судоремонтно-механический, трансформаторный, противопожарного оборудования, завод защитных покрытий и пластмасс, «Завод технологического оснащения».
Источниками электрической и тепловой электроэнергии Тольятти являются две ТЭЦ:Тольяттинская ТЭЦ и ТЭЦ Волжского автозавода, которые обеспечивают энергией все промышленные предприятия города и его население. Обе тепловые электростанции входят в состав Волжской территориальной генерирующей компании. Расположенная в соседнем Жигулёвске Жигулёвская ГЭС, входящая в состав ОАО «РусГидро» — является генерирующей компанией оптового рынка электроэнергии России.
Хорошо развита в Тольятти химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук». Предприятие «ТольяттиАзот» было построено в советские годы при участии американского миллиардера Арманда Хаммера, симпатизировавшего СССР. Транспортировку своей продукции завод производит по уникальному аммиакопроводу «Тольятти—Одесса», управляемому компанией ОАО «Трансаммиак».
Имеются предприятия лёгкой (швейно-трикотажная фабрика) и пищевой (хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликёро-водочный завод, винзавод, завод по производству молочных продуктов компании Danone) промышленности, полиграфические предприятия развито производство стройматериалов (бетонные и кирпичные заводы, предприятия деревообработки).
За 2007 год крупными и средними предприятиями городского округа Тольятти отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности (по предварительным данным) на общую сумму 287,6 млрд рублей.
В процентном соотношении по видам промышленного производства ситуация в городе складывается следующим образом:
 Производство транспортных средств оборудования — 75,9 %; из них:
 отгрузка легковых автомобилей — 71,5 %:
 отгрузка частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей — 28,2 %;
 Химическое производство — 18,1 %;
 Пищевая промышленность — 1,8 %;
 Производство электрооборудования — 1,2 %;
 Производство резиновых и пластмассовых изделий — 0,6 %;
 Производство минеральных продуктов — 0,6 %;
 Производство машин и оборудования — 0,6 %;
Остальные производства не превышают 0,5 % и в сумме составляют 1,2 процента.
В Тольятти насчитывается примерно 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (70 %) оказывает услуги в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонте автотранспортных средств и бытовой техники. Также насчитывается 8,4 тыс. предприятий малого бизнеса, доля которых в общем количестве организаций составляет 32,4 %.
В среднем на 1000 жителей приходится 12 малых предприятий. Численность постоянно работающих на них составляет 54,1 тыс. человек. В среднем, одно малое предприятие даёт 6 рабочих мест. За первое полугодие 2007 года отгрузка малыми предприятиями товаров (работ, услуг) собственного производства составила 9,6 % от общего объёма по городу.Оборот розничной торговли в первом полугодии 2007 года составил 126 911 млн рублей, удельный вес розничной торговли Тольятти в объёме торговли Самарской области составляет 40 %. По объёму розничного товарооборота на душу населения Тольятти опережает административный центр области Самару. Оказано услуг населению на 19 797 млн. рублей.В городе действуют такие федеральные торговые сети как «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Магнит», «Эльдорадо», «Техносила», «Эксперт», «М.видео», «МИР», «DOMO», «Спортмастер». Открыты гипермаркеты «МЕТРО», «Лента», «О’КЕЙ», «Castorama», «Media Markt», и «Real» (находящийся в молле «Парк Хаус»).
За счёт привлечения местных финансовых ресурсов в Тольятти сооружаются торгово-развлекательные комплексы, не уступающие федеральным. Так один из старейших торговых центров города — «Русь на Волге», открывшийся ещё в 1983 году, после проведённой в 2007—2008 годах модернизации стал самым крупным по торговой площади — 111 тыс. м². Построены собственные торгово-развлекательные комплексы «Аэрохолл» и «Мадагаскар» (в нём размещён первый в Тольятти «Макдоналдс»).
Аналогичная ситуация в сфере розничной торговли. За счёт местного финансирования развиваются собственные торговые сети, которые за счёт открытия своих торговых площадей в близости от жилых домов (т. н. торговый формат «у дома») — вытесняют федеральных игроков розничного рынка. Таким образом в 2008 году из Тольятти ушли федеральные торговые сети «Патэрсон» и «Вестер»; вместо них растёт количество магазинов «Елисейский», «Миндаль». Кризис пошатнул позиции некоторых игроков: ушёл из города «Наш квартал», выставлена на продажу сеть «Посадский».
В Тольятти расположены офисы банков: «Альфа-Банк», «Сбербанк», «Внешторгбанк», «Банк УРАЛСИБ», «Райффайзен банк», «BSGV банк», «Банк АВБ» (Автовазбанк), «Газбанк», «НТБ», «ФИА-банк», «Банк Москвы», «МДМ-Банк (Московский Деловой Мир)» и других кредитно-финансовых учреждений.
Страховые компании активно участвуют в экономической жизни Тольятти. В городе присутствуют как известные федеральные компании: «Росгосстрах», «Спасские ворота», «НАСТА», «Югория», так и региональные «Астро-Волга», «Асоль» и другие.

0

14

Транспорт
Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотинаЖигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога E 30—М5 «Москва — Самара —Челябинск».
Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами (в Центральном и Автозаводском районах), крупными железнодорожными станциями (грузовой и двумя пассажирскими), речным портом и аэропортом «Курумоч».
Общий грузооборот по итогам 2007 года всех транспортных предприятий Тольятти составил 779,4 млн. ткм и эта цифра ежегодно возрастает. Всего за 2007 год было перевезено 4201,1 тыс. тонн грузов.
Пассажирские перевозки осуществляются муниципальными автопредприятиями (в основном с помощью автобусов «МАЗ-103»), троллейбусным управлением, а также маршрутными такси.
Тольятти является крупнейшим городом России, в котором нет и никогда не было трамвайной системы, причём планы строительства трамвая регулярно возникают в мэрии города.
Последние годы муниципальный пассажирский транспорт пребывает в кризисном состоянии.
В городе ежегодно снижается общий пассажиропоток: в 2007 году было перевезено 112,1 млн. человек, что составляет всего 94,7 % к 2006 году.[34] Наблюдается тенденция к сокращению количества муниципальных маршрутов и увеличения альтернативных: начиная с 2005 года было закрыто более 25 автобусных маршрутов и 2 троллейбусных. У многих из оставшихся были изменены схемы движения, увеличен интервал и уменьшено количество машин.
На 1 января 2008 года в городских АТП находилось 463 автобуса и 186 троллейбусов, однако из них со 100 % износом 187 машин (40,4 %) и 153 машины (82,3 %) соответственно. Приобретений новых транспортных средств в 2007 году не было, но в течение года было списано 143 автобуса и 13 троллейбусов.
В ещё более тяжёлом состоянии находится пригородный транспорт. За первое полугодие 2007 года им было перевезено всего 16,1 тыс. человек, что в 10 раз меньше чем в 2006 году.
Другой заметной тенденцией является постоянное увеличение доли пассажиров, перевезённых альтернативными транспортными предприятиями (с 27,6 % в 2006 году до 29,2 % в 2007).
Стоимость поездки в муниципальном транспорте (автобусы и троллейбусы) с 1 января 2009 года составляет 12 рублей. Стоимость проезда в маршрутных такси составляет: 10—13 рублей за поездку по району и 15—18 рублей за поездку между районами.
Тольятти имеет развитую дорожную систему. Общая протяжённость автомобильных дорог в городском округе составляет 1498 км, их общая площадь составляет — 14 345,589 тыс. м². Однако существующие автодороги города исчерпали свою пропускную способность и не в состоянии справиться с всё возрастающей интенсивностью дорожного движения. В 1970-х годах дороги в крупнейшем Автозаводском районе города строились исходя из фантастической для СССР цифры в 220 автомобилей на каждую тысячу человек, и ещё в середине 1980-х годов обеспеченность населением составляла всего 15-20 автомобилей на 1000 жителей. Но на 1 июня 2007 года в ГАИ города было зарегистрировано 243 376 транспортных средств, из которых 75 % составляли легковые автомобили. По обеспеченности легковым автотранспортом на душу населения Тольятти занимает 17-е место в России (262 автомобиля на 1000 жителей). Ситуация на дорогах города усугубляется их качеством: по оценке директора департамента ЖКХ мэрии 70 % дорожного полотна требует капитального ремонта, оснащение дорог ливневой канализацией составляет 66,5 %. По оценкам 20 % ДТП с пострадавшими на улицах города происходит именно из-за состояния дорожного полотна. Тем не менее, именно автомобильный транспорт является самым популярным в городе.
В юго-восточной части города, через Комсомольский район, проходит магистральная федеральная автодорога М5, которая обеспечивает связь Центрального района европейской части страны с восточными районами: Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения «Тольятти —Димитровград», соединяющая Тольятти и Ставропольский район с восточной частьюУльяновской области. Автодорога примыкает к обводному шоссе в районе селаВасильевка. Также к городу подходит ряд автомобильных дорог местного значения, соединяющих Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района.
Расстояние по автодорогам от Тольятти до Самары составляет 88 км, до Москвы — 985 км, до Санкт-Петербурга — 1702 км.
Через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль «Сызрань — Жигулёвское море — Самара», входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла Куйбышевской железной дороги. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с городами Самара, Сызрань, Жигулёвск. Также эта линия является северным обходом загруженного пути на участке «Кинель — Звезда — Сызрань».
Собственно на объездной ветке центрального пути расположена лишь одна железнодорожная станция города: Жигулёвское море.Станция Тольятти и две грузовых станции: Химзаводская и Химическая — расположены на тупиковой ветке. Подобное прохождение железных дорог по городу и области стало причиной относительно слабого использования железнодорожного транспорта городом.
Из Тольятти выходит всего два пассажирских поезда: № 065/066 «Тольятти—Москва» и № 667/668 «Саратов—Тольятти», а ещё на некоторые станции (Адлер, Санкт-Петербург) отправляются прицепные вагоны. Транзитные поезда через город не проходят. (Для сравнения: из Самары отправляется 22 поезда, а через Сызрань проходит 17 поездов). Ходит несколько пригородных электричек в направлении Самары и Сызрани.
Основным видом перевозок являются грузовые.
Речной транспорт Тольятти представлен двумя предприятиями: ОАО «Порт Тольятти» и ОАО «АвтоВАЗТранс». В ведении первого находится грузопассажирский порт Тольятти, способный принимать суда класса «река-море». Порт состоит из 8 грузовых и 2 пассажирских причалов, речного вокзала, гостиницы на 100 человек. Основными направлениями деятельности являются перевозка минеральных удобрений, намыв и продажа речного песка. Пассажирские перевозки представлены только пригородными направлениями, прочие закрыты по причине нерентабельности. Планируется строительство современного контейнерного терминала, обрабатывающего грузы речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В Автозаводском районе действуетпаромная переправа ОАО «АвтоВАЗТранс», перевозящая автотранспорт и пассажиров в село Усолье и обеспечивающая прямые связи города с Шигонским районом Самарской области.
Международный аэропорт Курумоч расположен в районе посёлка Берёза и находится в 70 км от центральной части Тольятти и в 35 км от границы областного центра — Самары по автодороге «Москва — Челябинск».
В непосредственной близости от города (к северо-востоку от села Русская Борковка) построен аэродром, способный принимать вертолёты и лёгкие самолёты. Кроме того, в 20 км севернее Тольятти имеется ещё два небольших аэродрома — Нижнее Санчелеевои Верхнее Санчелеево (спортивный). В настоящее время местные воздушные линии в регионе не функционируют, что связано с высокими тарифами на авиаперевозки и хорошим развитием автомобильных перевозок.
В городе берёт начало аммиакопровод «Тольятти — Южный» (эксплуатируется ОАО «Трансаммиак»).

0

15

Национальный состав
По данным всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживали люди 104 национальностей. Десятка национальностей с наибольшим количеством проживающих в городе выглядит следующим образом:
 Русские — 83,203 %
 Татары — 3,764 %
 Украинцы — 2,767 %
 Мордва — 2,043 %
 Чуваши — 1,752 %
 Азербайджанцы — 0,802 %
 Армяне — 0,649 %
 Белорусы — 0,627 %
 Немцы — 0,378 %
 Таджики — 0,263 %
А 44 национальности насчитывали среди населения города менее 10 представителей.

0

16

Жилищно-коммунальное хозяйство
Общая площадь жилищного фонда городского округа Тольятти на 2008 года составила 14 млн м², так что на одного тольяттинца в среднем приходится 19,4 м², что является весьма низким показателем (Для сравнения: в Московской области на одного человека приходится 26 м² жилья, а Санкт-Петербург к 2010 году планирует достичь цифры в 31 м²). Планы мэрии и областной администрации по вводу нового жилья в городе стабильно не выполняются уже много лет. Основными причинами этого являются сложности градостроительного законодательства и отсутствие свободных участков под застройку.

0

17

Жильё
В городе находится 9528 жилых зданий общей площадью 13 млн. 961 тыс. м² и жилой площадью 8 млн. 631 тыс. м², в которых расположена 261 тысяча квартир.
По районам города жилищный фонд делится следующим образом:
 Автозаводский — 891 зданий;
 Центральный — 5959;
 Комсомольский — 2768.
Распределение жилых домов по этажности:
 1-, 2-этажных строений − 7378;
 3—, 4-этажные строения — 491;
 5-этажные — 656;
 6-, 9-, 10-этажные — 708;
 12 и более этажей — 259.
Высотные здания по районам распределяются неравномерно: так в Центральном районе средняя высота здания — 4, а в Автозаводском — 10 этажей.
Весь жилищный фонд Автозаводского района (53,9 % от всей площади) имеет 100 % показатели по всем видам благоустройства (за исключением лифтов в малоэтажных домах).

0

18

Водоснабжение и водоотведение
Тольятти имеет централизованную систему водоснабжения, основанную на двух источниках:
 поверхностные воды Куйбышевского водохранилища. Водозабор находится выше города по течению.
 подземные воды (127 артезианских скважин на 10 водозаборах, расположенных в центральной части тольяттинского месторождения подземных вод).
Воды на всех питьевых водозаборах пресные, как правило, гидрокарбонатные кальциево-магниевые с минерализацией до 500 мг/л и общей жесткостью 3,0-7,0 мг-экв/л. Физические свойства вод, влияющие на их органолептические показатели, отвечают требованиям, предъявляемым к водам питьевого качества. В токсикологическом, радиационном и микробиологическом отношении воды безвредны. Содержание нитратов в воде стабильно ниже ПДК (СанПиН 2.1.4.1074-01). Воды на ряде водозаборов не отвечают установленным нормативам по величине общей жесткости, содержанию железа, марганца, бария.
В Автозаводском районе используется открытая система горячего водоснабжения, когда один и тот же теплоноситель предназначен и для отопления, и для водоснабжения. Это отрицательным образом сказывается на органолептических свойствах воды, а также её стоимости для потребителя (требуется дополнительная неоднократная обработка воды). Существуют перспективные планы перевода района на закрытое водоснабжение, но их внедрение не начинается из-за огромных капиталозатрат.
Годовой отпуск воды составляет 89,2 млн м³. Потребителям вода доставляется с помощью водопроводной сети общей протяжённостью 778,5 км. Ведётся разработка новых артезианских источников.
В городе также существует централизованная система канализации. Протяженность городских канализационных сетей составляет 690,7 км. Очистка стоков производится четырьмя очистными сооружениями.
Водопроводом в городе обеспечено 99,4 % общего жилого фонда, канализацией — 99 %

0

19

Тепло-газа-энергоснабжение
Теплоснабжение города осуществляется от двух ТЭЦ и 16 котельных. Протяженность тепловых сетей составляет 603,45 км, в том числе. За год потребителям отпускается примерно 10,4 млн. ГКал, из них населению жилых домов — 4,3 млн. ГКал.
Централизованным отоплением оборудовано 99,9 % общего жилого фонда, централизованным горячим водоснабжением — 96,8 %.
Протяженность газовых сетей города составляет 1370,9 км.
Электроснабжение города обеспечивается через 1071 трансформаторную подстанцию, 422 из которых принадлежат муниципалитету. Протяженность электрических сетей — 4417 км.
Улицы города освещают 2618 светильников; общая протяжённость сетей уличного освещения — 902,3 км.

0

20

Здравоохранение
По состоянию на 1 апреля 2009 года в городе функционирует 11 лечебно-профилактических учреждений стационарного типа и 18 ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа. Обеспеченность населения больничными койками составляет 76,3 коек на 10 000 населения.
Ведущие клиники города:
 Городская клиническая больница № 1,
 Городская клиническая больница № 5.
По официальным данным самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, на 1 июня 2009 года в Тольятти насчитывается 14 514 ВИЧ-инфицированных (примерно 2,0 % населения), таким образом, Тольятти — один из самых поражённых городов России. За всё время наблюдений от СПИД в городе умерло 340 человек.
Лесные массивы, разделяющие районы города, активно используются в качестве рекреационной зоны. Как следствие, прямо в географическом центре города расположено 6 санаториев (в том числе одна из старейших кумысолечебниц страны «Лесное») и множество детских лагерей отдыха.

0

21

Спорт
Тольятти обладает развитой спортивной инфраструктурой, а спортсмены и клубы города известны далеко за его пределами.
Крупнейшие спортивные объекты города:
 Дворец спорта «Волгарь»,
 стадион «Торпедо»,
 спортивные комплексы «Кристалл», «Олимп», «Акробат»,
 плавательные бассейны «Дельфин», «Старт», «Олимп»,
 теннисный комплекс «Тольятти-теннис-центр»,
 спидвейный трек «Строитель»,
 яхт-клуб «Химик».
Среди спортивных клубов можно выделить:
 Хоккейная команда «Лада» — многократный призёр чемпионата России по хоккею с шайбой, обладатель ряда престижных общеевропейских наград.
 Женская футбольная команда «Лада» — неоднократный чемпион России, победительКубка Италии-2005;
 Спидвейный клуб «Мега-Лада» — двенадцатикратный чемпион России. Четырёхкратный обладатель Кубка европейских чемпионовпо спидвею.
 Женская гандбольная команда «Лада» — пятикратный победитель чемпионата России, обладатель кубка России-2006, победитель Кубка обладателей кубков европейских стран-2002, серебряный призёр Лиги чемпионов-2007. Игроки «Лады», выступая за сборную России, становились чемпионами мира (2001, 2005);
 Футбольный клуб «Лада» — участник чемпионата страны (второй дивизион), хорошо зарекомендовал себя в кубковых матчах. В 2003 году ФК «Лада» играл в полуфинале Кубка России по футболу, победив последовательно трёх представителей Премьер-лиги. В 90-х годах клуб выступал в Высшей лиге.
На международных соревнованиях спортсмены Тольятти выступают в таких дисциплинах как хоккей, спидвей, карате, спортивная гимнастика, бокс и парусный спорт.
Самым знаменитым из тольяттинских спортсменов является гимнаст Алексей Немов — четырёхкратный Олимпийский чемпион, кавалерордена Мужества и ордена «За заслуги перед Отечеством».
Самым титулованным спортсменом города по боевым единоборствам является Александр Герунов — неоднократный чемпион мира и России по карате во всех его видах: личные, командные, видовые и асболютные первенства.
Заслуженный тренер СССР и России Виталий Гройсман подготовил 29 чемпионов Мира и Европы по акробатике и прыжкам на батуте.
Тольятти — крупный центр спортивных автомобильных состязаний: по ралли, кольцевым гонкам, автокроссу, багги. Ежегодно в городе проводится автомобильная гонка «Серебряная ладья», проводимая традиционно в последнее воскресенье сентября на автодроме корпуса вспомогательных цехов ОАО «АВТОВАЗ» спортивно-техническим клубом «Лада», приуроченная к празднованию Дня машиностроителя, а также этапы чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам. Тольяттинский мотогонщик Эмиль Сайфутдинов в сентябре 2007 года впервые стал чемпионом мира по спидвею среди юниоров в личном зачёте, а в октябре 2008 года повторил своё достижение.
В Тольятти развит спортивный туризм. Спортивные соревнования проводятся на ежегодных туристических фестивалях: Захаровском слёте и Грушинском фестивале. Более 40 лет проводится «Жигулёвская кругосветка» — спуск на ялах вокруг Самарской Луки. Раз в пять лет в Тольятти проводится «Молодецкое кольцо» — традиционное спортивное соревнование в формате квадратлона.
Из-за значительного сокращения финансирования после смены руководства на ОАО «АВТОВАЗ» многие спортивные клубы оказались в бедственном положении, были вынуждены расстаться с ведущими игроками, сменили лиги выступления на более низшие.

0

22

Наука и образование
Система дошкольного образования представлена 137 детскими садами. Многочисленные в советское время заводские детские сады почти полностью перешли в муниципальную собственность. Исключение составили 1 детский сад корпорации ОАО «Тольяттиазот», а также 48 детских садов ОАО «АВТОВАЗ»: на их базе сформирована автономная некоммерческая организация. В 2008 году детские сады посещало 28,7 тыс. детей города, однако степень охваченности детей дошкольного возраста местами в садах составляет всего порядка 74 %, что привело к появлению многочисленных очередей: на 1 августа 2009 года при полном отсутствии мест в садах в очередях находилось почти 12 000 детей. Проблема усугубляется тем, что в середине 1990-х многие сады были расформированы, а здания перепрофилированы под нужды различных учреждений либо коммерческих организаций.
Среднее образование города представлено 94 школами, в которых обучается 68,9 тыс. человек. Хорошо развита система целевой подготовки школьников: во всех районах города есть специализированные лицеи и гимназии, позволяющие углублённо изучать те или иные виды дисциплин.
Помимо этого в Тольятти существует 3 специальных школы-интерната, а также 7 негосударственных образовательных учреждений. Система дополнительного образования состоит из 32 различных учебных заведений: сюда входит несколько музыкальных школ, а также ряд детско-юношеских спортивных школ по самым популярным в городе видам спорта: хоккею, футболу, спидвею.
Система профессионального образования Тольятти представлена рядом образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки : четырьмя лицеями и училищами начального профессионального образования, а также тридцатью учреждениями среднего профессионального образования, среди которых, помимо технических, есть педучилище и медучилище.
В Тольятти действует ряд высших учебных заведений разного типа и направлений. Каждый из вузов, помимо популярных в России экономических и юридических специальностей, готовит специалистов и других направлений:
 Тольяттинский государственный университет — сформирован на базе Тольяттинского политехнического института и филиала Самарского государственного педагогического университета, поэтому в нём готовят как инженеров, так и педагогов. Это старейший и крупнейший вуз города.
 Поволжский государственный университет сервиса — готовит специалистов коммерции, товароведов, дизайнеров, модельеров, социальных работников, а равно и специалистов по обслуживанию различной бытовой и радиоэлектронной аппаратуры.
 Тольяттинская академия управления — осуществляет подготовку предпринимательских и управленческих кадров, специалистов в банковской сфере, ИТ-менеджменте и дизайне, реализует ряд программ по переподготовке управленческих кадров для организаций страны и области.
 Волжский университет имени В. Н. Татищева — от прочих вузов отличается наличием специальностей экологического и гуманитарного профилей.
 Тольяттинский институт искусств.
Также в Тольятти существует много филиалов московских, санкт-петербургских и самарских вузов, среди которых и филиал Военного инженерно-технического университета с кадетским корпусом при нём.
В Тольятти с 1983 года действует научно-исследовательский Институт экологии Волжского бассейна РАН. Работает Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения. Научно-исследовательские институты цементного машиностроения и нерудных полезных ископаемых в период экономического кризиса 1990-х годов и спада промышленного производства фактически прекратили своё существование.
В 2009 году ОАО «АВТОВАЗ» открыло собственное учебное заведение: корпоративный университет. Университет создан на базе учебного центра, возглавил новую структуру С. И. Банников.

0

23

Культура
На 1 октября 2006 года в городском округе Тольятти культурную деятельность осуществляют: 2 учреждения культурно-досугового типа с числом зрительских мест — 1110; 46 муниципальных библиотек с библиотечным фондом около 2 млн. экземпляров; несколько театров, концертная организация — Филармония; 16 образовательных учреждений дополнительного образования детей; учреждение высшего профессионального образования в области культуры «Тольяттинский институт искусств»; 3 парка культуры и отдыха.

0

24

Музеи Тольятти
 Тольяттинский краеведческий музей, открыт в 1962 году, 55623 единиц хранения, 167 124 посетителя в год (в среднем);
 Музей историко-культурного наследия г. Тольятти, работает с 2000 года, 755 единиц хранения, 4880 посетителей в год, одной из основных задач является охрана памятников истории и культуры города;
 Городской музейный комплекс «Наследие», работает с 1996 года, создан на базе первого дома, перенесённого из зоны затопления в мае 1953 года.
 Технический музей ОАО «АВТОВАЗ», открыт 7 сентября 2001 года, занимает площадь 38 гектар, представляет более 460 крупных и около 3000 мелких экспонатов. Представлены реальные образцы оружия времён Первой мировой и Великой Отечественной войн, выставлены модели техники, стоящей на вооружении современных армий. Также представлены грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства. Создана экспозиция железнодорожной, сельскохозяйственной, космической техники. Некоторые экспонаты существуют в единственном экземпляре. Особое внимание вызывает дизельная подводная лодка Б-307 (проекта 641Б), доставленная с места службы целиком. В 2005 году количество посетителей музея составило около 40 000 человек.

0

25

Галереи и выставочные залы
 Тольяттинский художественный музей (учреждение известно как Тольяттинская картинная галерея) — открыт в 1987 году, имеет 8812 единиц хранения, в среднем принимает 151 700 посетителей в год
 Галерея искусств — открыта в 2006 году
 Культурно-выставочный центр «Калейдоскоп»
 Выставочный зал «Куб»
 Галерея «Дом девяти»

0

26

Театры, ансамбли, филармонии
 Драматический театр «Колесо» — открыт в 1988 году, являлся первым в стране контрактным театром;
 Театр «Дилижанс»;
 Театр «Вокзал»;
 Театр-студия «Секрет»;
 Молодёжный драматический театр (бывший Театр юного зрителя) — создан в 1992 году;
 Театральный центр «Голосова-20»;
 Театр кукол и масок «Буратино», открыт в 1999 г;
 Театральный центр «Три грации»;
 Тольяттинская филармония — 610 зрительских мест, симфонический оркестр, джазовый оркестр, оркестр русских народных инструментов, камерный хор «Гармония»;
 Тольяттинский театр кукол «Пилигрим»;
 Образцовый ансамбль танца «Счастливое детство» — создан в 1971 году при детском доме культуры ВАЗа;
 Образцовый ансамбль танца «Самоцветы» (лауреат I степени IX Международного фестиваля конкурса «Весёлая Радуга») — создан в 1976 году при Дворце Культуры СинтезКаучук.

0

27

Кинотеатры Тольятти
 «Сатурн», 724 места;
 «Пирамида», 250 мест;
 «Вега», 4 зала от 97 до 200 посадочных мест, DVD-HALL на 12 посадочных мест;
 «Аэрохолл», 4 зала;
 «Киноплекс», 8 кинозалов;
Действуют кинозалы в Дворце Культуры и Техники ВАЗа и Дворце Культуры «Тольяттиазот».
Несмотря на то, что количество кинозалов на душу населения в Тольятти не превышает среднероссийских показателей, уровень их наполняемости весьма невысок, что создаёт серьёзную финансовую проблему для их владельцев. Так в 2007 году не проработав и года закрылся мультиплекс «Формула Кино», а с середины 2008 года приостановил деятельность старейший кинотеатр города «Буревестник» вместимостью 236 мест. Находятся в состоянии хронической реставрации кинотеатры «Космос», «Маяк». Кинотеатр «Авангард» закрыт, его реставрация признана нецелесообразной.
В Тольятти работает киноклуб «Колизей», занимающийся продвижением «некоммерческого» кино, показывающий ретроспективы мировой киноклассики, а также новейшие фильмы, не вышедшие в России в широкий прокат.

0

28

В Автозаводском районе около детского парка аттракционов (Фанни-парка) находится летний цирк-шапито «Арена».

0

29

Фестивали
Тольятти — город фестивалей. Ежегодно в городе проводится до десятка различных фестивалей самых разнообразных направлений. Одни из самых известные из них это:
 фестиваль «Планета кино»;
 фестиваль «Барабаны мира»;
 фестиваль джаза им. О. Лундстрема;
 фестиваль электронной музыки и экстремального спорта «ГЭС»;
 фестивали восточных и этических танцев «Анатолия» и «Музейный Пикник»;
 детский фестиваль гандбола и фестиваль ушу;
 Грушинский фестиваль авторской песни (проводится недалеко от города на Мастрюковских озёрах с 1968 года);
 Захаровский слет
 рок-фестиваль «Движение»;
 рок-фестиваль «Русское поле».

0

30

Архитектура
Современная история Тольятти насчитывает всего полвека, поэтому при рассказе об архитектуре и памятниках города следует иметь ввиду специфику его застройки: на новом месте город был полностью отстроен заново лишь с незначительными элементами от старого Ставрополя.
От архитектуры старого города в первозданном виде остался лишь комплекс зданий бывшей земской больницы, оказавшийся выше уровня затопления.
Архитектура каждого из районов города уникальна и не похожа на другие. В Комсомольском районе много малоэтажных зданий сталинского и хрущёвского периодов. Бараки, появившиеся при строительстве ГЭС, в 1980-х годах были снесены и заменены на современные многоэтажные здания. Среди архитектурных особенностей заслуживает внимания часть посёлка Шлюзовой, представлящая собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Эту часть города порой называют «маленьким Петербургом».
В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесённых при переносе города. Они послужили основой при формировании так называемого «частного сектора», занимающего весьма большую площадь. Однако лишь некоторые из них сохранили исторический облик; подобные здания считаются ныне памятниками архитектуры города. Большинство многоэтажных зданий района — хрущёвки различных модификаций, лишь несколько кварталов района застроены 9, 14 и 16-этажными зданиями. От других район отличается и наличиемкоттеджного посёлка на границе лесной зоны, отделяющей Автозаводский район. А Портпосёлок — единственное место в городе, где можно встретить жилые дома барачного типа.
Автозаводский район, застройка которого началась в 1960-е годы и продолжается до сих пор, сформирован из типовых кварталов. Район, создаваемый для проживания строителей и работников «АВТОВАЗ», стал первым в стране, построенным без времянок и бараков. В 1973 году группа архитекторов — создателей нового района — получила Государственную премию.
Кварталы застроены 5, 9, 14 и 16 этажными зданиями различных планировок, однако «город—мечта», планировавшийся в 1970-х и даже вошедший в зарубежные учебники по архитектуре, не получился. Кварталы-близнецы типовой застройки не радуют глаз, наличие уникально крупных культурных, торговых зданий не смогло заменить уют небольших кафе, удобство киосков. Лишь в 1990-х новые кварталы стали застраиваться по индивидуальным проектам. Впрочем, и в этом районе есть свои архитектурные достопримечательности: один из крупнейших в Поволжье торговый центр «Русь на Волге», уникальные здания Дворца Культуры и Техники ВАЗа и Дворца детского и юношеского творчества, недавно построенный Спасо-Преображенский собор.
К сожалению горожан, при проектировании Автозаводского района практически не использовалось прибрежное положение района — спуски к воде затруднены, береговые склоны никак не используются и представляют собой удручающее зрелище заброшенности.

0


Вы здесь » Заброшенная общага » Форум » мой родной город